Поиск Войти
Выбор региона
Красноярский край

Публикации

Буква закона №65 март 2010 "Красноярскому краевому суду - 75 лет"

 Красноярскому краевому суду - 75 лет

 

   История Красноярского краевого суда неразрывно связана с историей всего региона. Датой основания краевого суда принято считать январь 1935 года. Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 7 декабря 1934 года было принято решение об образовании Красноярского края. В состав региона вошли 52 района, Хакасская автономная область, Таймырский и Эвенкийский национальные округа. Административным центром стал город Красноярск.

 

   Вслед за образованием Красноярского края были сформированы все государственные органы, в том числе и Красноярский краевой суд. Из сохранившихся документальных источников известно, что на заседании первого Красноярского краевого съезда Советов, состоявшегося 6 января 1935 года, присутствовал Яков Федорович Королев, который позже приказом от 26 января 1935 года Народного Комиссариата юстиции РСФСР был утвержден на должность председателя Красноярского краевого суда.

 

Становление судебной системы в крае

 

   Большое влияние на законодательство и формирование правоохранительных органов в стране оказала Конституция 1936 года и принятый в 1938 году Закон о судоустройстве. Эти документы внесли значительные изменения в порядок избрания судей. Их, а также народных заседателей стали избирать местные Советы депутатов трудящихся сроком на пять лет.

Краевой суд рассматривал уголовные дела о контрреволюционных преступлениях, об особо опасных преступлениях против государственного управления, о хищениях социалистической собственности, об особо важных должностных и хозяйственных преступлениях, а также гражданские дела по спорам между государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями. Однако краевой суд не только рассматривал подобные дела по первой инстанции: одновременно он являлся вышестоящим судом по отношению к народным судам в качестве второй инстанции.

 

   В составе краевого суда стали действовать судебные коллегии по уголовным и гражданским делам. В те годы перед правоохранительными органами была поставлена задача борьбы с преступными посягательствами на государственное и общественное устройство СССР.

   Шло вмешательство во все сферы судебной деятельности, множество директив определяло работу суда. Советскими и партийными органами утверждались кандидатуры на должности судей, указывались сроки и порядок проведения заседаний, диктовались возможные результаты рассмотрения дел. Контроль за сроками рассмотрения дел осуществляли партийные органы, исполкомы и управление юстиции.

 

   Красноярский краевой суд тогда находился в одноэтажном бревенчатом доме, на улице Сталина (сейчас проспект Мира) - ранее жилом, с печным отоплением. Нагрузка на народных судей была значительной: согласно расчетам НКЮ Союза ССР в 1937 году один судья в городе должен был рассмотреть 90 дел в месяц, в сельском районе - 60. Поэтому режим работы был крайне напряженным: шестидневной рабочей недели не хватало.

 

   В 1937 году первый председатель Я.Ф. Королев был необоснованно обвинен в контрреволюционной деятельности, расстрелян, но впоследствии реабилитирован.

 

Суровые годы

 

   К началу войны Красноярск стал крупным индустриальным центром. В 1940 году в краевом центре насчитывалось 16 предприятий союзного значения, 14 - краевого, 5 - городского подчинения. Открылась авиалиния, ставшая первой северной воздушной трассой. Практически все крупные стройки Красноярского края велись с непосредственным участием заключенных. Кроме того, в край в массовом порядке ссылались литовцы, латыши, эстонцы, финны, немцы.

 

   В связи с угрозой войны Красноярск определился как стратегический центр. В предвоенной обстановке правительственный указ устанавливал 8-часовой рабочий день и семидневную рабочую неделю, был запрещен самовольный переход с одного предприятия на другое. За нарушения трудовой дисциплины вводилась судебная ответственность, нарушители подвергались наказанию в виде тюремного заключения сроком от 2 до 4 месяцев. За прогул без уважительных причин работников ждали исправительно-трудовых работы до 6 месяцев с удержанием из заработной платы 25 процентов.

 

   Многие судебные работники были призваны в ряды Красной Армии. Согласно справке «О кадрах судебно-прокурорских органов и НКВД» за период Великой Отечественной войны из судебно-прокурорских органов Красноярского края в ряды РККА было призвано более 1000 человек. Возникла проблема пополнения выбывающих работников. Укомплектование проходило за счет выдвижения кандидатов партийными и комсомольскими организациями, эвакуированных из западных областей и выпускников юридической школы. Кроме того, пополнение судов было засчет созданного резерва из секретарей судебных заседаний, судебных исполнителей и нотариусов. На 1 января 1943 года общая численность по штату всех судебных работников края составляла 112 человек. В краевом суде осталось всего 15 специалистов. Председателем краевого суда всю войну до 1946 года проработал И. В.  Анипченко, его заместителем была А.Н. Козо-Полянская.

 

   Война оказала влияние на состояние преступности, например, сократилось число дел о хулиганстве. Резко возросло количество де о кражах, растратах и спекуляциях. Но доминирующее количество дел было связано с нарушениями трудовой дисциплины: они составляли 51 % от всех рассмотренных народными судами. Условия требовали укрепления дисциплины и установления особого режима рабочего времени. Самовольный уход работников с предприятий, работавших на оборону страны, рассматривался тогда как дезертирство и предусматривал наказание в виде тюремного заключения на срок от 5 до 8 лет. На судей возлагалась обязанность рассматривать дела в кратчайшие сроки, которые исчислялись сутками, а по делам о нарушениях трудовой дисциплины - часами. Судьям и работникам суда приходилось ночевать на рабочем месте или на предприятиях, поскольку немало таких дел рассматривалось непосредственно на производстве.

 

   Правительство высоко оценило деятельность Красноярских судебных органов во время войны: многие были награждены орденами и медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1945 года за успешную работу и укрепление законности председатель Красноярского краевого суда И.В. Анипченко был награжден орденом «Знак Почета».

 

 

Послевоенное время

 

   После войны Красноярский край, как и вся страна, встал на путь восстановления народного хозяйства. Прекратили действие законы военного времени, например, такие как «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения». В 1947 году была отменена и смертная казнь. Взамен введено заключение в исправительно-трудовой лагерь сроком на 25 лет.

 

   Принятый Указ «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» установил единообразие в мерах наказания за хищение госсобственности, устранил существовавшее ранее деление преступлений на кражи, хищения, растраты и другие. К подсудности краевых судов были отнесены дела о хищениях государственного и общественного имущества в крупных размерах. В большинстве случаев такие преступления совершались группой лиц. Важно было поднять на новый уровень систему юридического образования, поскольку многие из судейских кадров погибли на войне.

 

   Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 года, установил ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями соответствующего суда в составе председателя (или его заместителя) и двух членов суда. Судьи привлекались к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины, упущение в работе вследствие небрежности, совершение проступков, не достойных судьи.

 

   В середине 50-х годов появились президиумы. На них возлагалась функция пересмотра дел в порядке судебного надзора. Президиум краевого суда образовывался в составе председателя суда, его заместителей и двух членов суда и утверждался крайисполкомом. В связи с ликвидацией в 1956 году Министерства юстиции РСФС расширились права судов. Краевой суда стал проводить ревизии судов, руководить государственными нотариальными конторами и т.д. В 1957 году упразднены особые транспортные суды, а подсудные им дела переданы общим судебным инстанциям.

 

   В 1957 году краевой суд переехал в новое помещение на ул. Ленина, 58. В одной комнате работало по 8-9 членов суда, 2-3 прокурора и 1-2 народных судьи, находящихся на производственной практике, до 15 человек. В связи с принятием новых Основ уголовного судопроизводства к участию  суде стали широко привлекаться обвинители от общественности. Этот институт был призван вовлекать представителей общественности в борьбу с нарушителями правопорядка.  Первый процесс с участием общественного обвинителя проведен в 1958 г. Из всего числа дел, рассматриваемых краевым судом, больше половины рассматривалось на выездных сессиях.

 

   Одной из функций Красноярского краевого суда являлось руководство народными судами. Всего в крае в то время было 74 судебных участков. В 1958 году краевым судом проведено 92 ревизии и проверки народных судов. Особое внимание краевой суд уделял оказанию помощи молодым, впервые избранным народным судьям. С ними проводились семинары один-два раза в месяц. К участию в них привлекались члены краевого суда, консультанты, опытные народные судьи.

 

 

Закрепление правовых институтов

 

   В шестидесятые годы ХХ века продолжилась законодательная реформа, основным направлением которой стала кодификация. Однако новые кодификационные акты не столько меняли правовые институты, сколько закрепляли уже сложившиеся, обобщали их.

 

   В 60-х - начале 80-х годов складывается трехступенчатая система законодательства: кодексы, основы законодательства по разным отрослям и Свод Законов Союза ССР.

 

   В октябре 1960 г. был принят Уголовный кодекс РСФСР, заменивший собой УК 1926 г. и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. В 1964 - Гражданский кодекс РСФСР. Вскоре появился новый Гражданско-процессуальный кодекс.

 

   В 1977 г. принята новая Конституция СССР. Она закрепила правовые основы организации и деятельности судебных органов. Принятие основного закона повлекло за собой необходимость пересмотра законодательных актов и приведение их в соответствие с Конституцией. Это привело к принятию в 1981 году закона «О судоустройстве РСФСР». Краевой суд рассматривал дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора, по вновь открывшимся обстоятельствам, осуществлял надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов, изучал и обобщал судебную практику. Также осуществлял руководство и выполнял функции организационного обеспечения  районных (городских) народных судов.

 

   Нагрузка постоянно возрастала, в то же время судей не хватало, реально работало не больше 70 процентов от штата. В 1970 году было воссоздано Министерство юстиции СССР, министерства союзных и автономных республик, региональные отделы юстиции. Краевой суд освободился от функции судебного управления.

 

   В 80-е годы на заседаниях президиума Красноярского краевого суда систематически обсуждалась деятельность судов: качество рассмотрения дел, обобщение судебной практики, итоги выездов в народные суды, работа впервые избранных судей, которых в начале 80-х было больше 30 процентов от всех работающих.

 

   Для обеспечения единства судебной практики к середине 80-х годов ежегодно обобщалось 12-15 категорий уголовных и 6-8 гражданских дел, по которым у судей возникали трудности, или тех, которым придавалось особое общественное значение. Многие анализы проводились совместно с отделом юстиции, прокуратурой и УВД, что давало возможность более глубоко изучить проблему.

 

   В практику работы вошло подведение итогов за неделю, каждую пятницу на оперативном совещании обсуждались причины отмены приговоров и решений. Это давало возможность «по горячим следам» оказывать помощь судьям, реагировать на нарушения.

 

Судебная реформа

 

   Существенные социально-политические изменения, произошедшие в стране на рубеже 80-х - 90-х годов привели к реформированию и судебной системы. Концепция судебной реформы, принятая Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года, выдвинула в качестве основной задачи утверждение судебной власти как самостоятельной, независимой в своей деятельности от власти законодательной и исполнительной.

 

   В 1996 году в соответствии с Конституцией 1993 года был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», который закреплял идеи демократического независимого правосудия. В тот же период были приняты Федеральные законы: «О статусе судей в Российской Федерации», «О государственной защите судей в Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации». Законодатель пересмотрел действующее процессуальное законодательство с учётом требований международного права и основных направлений реформы судебной системы.

 

   С самого начала судебной реформы остро стоял вопрос о материально-техническом обеспечении деятельности судов. Для этого в 1998 году был создан судебный департамента при Верховном Суде РФ. В том же году организовано Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Красноярском крае. 28 декабря 1994 года Комитет РФ по государственному имуществу поручил Комитету по управлению госимуществом края передать здание Центра учебной и организационно-массовой работы краевого Совета народных депутатов на пр. Мира, 17 Красноярскому краевому суду, которое было передано в пользование 10 июля 1995 года. Сразу же была начата работа по переоборудованию помещений. В начале в краевом суде имелось всего три компьютера и два принтера. В настоящее время внедрены и эксплуатируются все подсистемы Государственной автоматизированной системы (ГАС) Российской Федерации «Правосудие», в том числе Интернет-портал Красноярского краевого суда и федеральных судов региона.

 

   В рамках ГАС «Правосудие» полностью автоматизирован документооборот, создана электронная база судебных решений и электронная картотека, что позволяет гражданам на Интернет-портале найти информацию по конкретному судебному решению. В здании краевого суда работает электронный информационный киоск, в котором также можно узнать о рассматриваемых делах. Количество автоматизированных рабочих мест в суде увеличено до трехсот. Функционирует внутренняя компьютерная сеть. Введена в действие система видеоконференцсвязи между краевым судом и Верховным судом РФ, а так же СИЗО-1 Красноярска, ТПП-6 Красноярска, СИЗО- 5 Канска, что позволяет ускорить процесс судопроизводства, сократить затраты, связанные с доставкой заключенных. Ведется работа по организации электронных каналов связи с городами края - Канском, Ачинском,  Норильском, Минусинском. Все это способствует эффективному осуществлению правосудия и соответствию тем высоким требованиям, которые предъявляются сегодня к судебной деятельности.

 

В 2010 году кроме Красноярского краевого суда 90-летний юбилей отмечают Ачинский и Канский городские суды, Большеулуйский, Бирилюсский, Краснотуранский районные суды. 30-летие со дня своего образования отметил Лесосибирский городской суд.

Редакция журнала «Буква закона» сердечно и с наилучшими пожеланиями поздравляет коллективы этих судов!

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Красноярского края

Вход

Забыли пароль?