Поиск Войти
Выбор региона
Красноярский край

X Всероссийский съезд судей

Лента новостей

X Всероссийский съезд судей

09 декабря 2022г. состоялось заседание Совета судей Красноярского края, на котором обсуждены итоги прошедшего в городе Москве в период с 29 ноября по 01 декабря 2022г. Х Всероссийский съезда судей, в работе которого приняли участие более 800 делегатов – юбилейную встречу приурочили к столетию Верховного суда РФ.

От судей Красноярского края приняли участие 12 делегатов, в том числе, председатель Красноярского краевого суда Фуга Н.В., председатель судебного состава Красноярского краевого суда Федоренко В.Б., председатель Арбитражного суда Красноярского края  Касьянова Л.А., заместитель председателя Арбитражного суда Красноярского края Исакова И.Н., судья Арбитражного суда Красноярского края Мозолькова Л.В., председатель Октябрьского районного суда г.Красноярска Варыгина О.В., председатель Кировского районного суда г.Красноярска Кийков С.Г., председатель Ачинского городского суда Красноярского края Гудова Н.В., председатель Красноярского гарнизонного военного суда Фартышев А.В., заместитель председателя Норильского городского суда Красноярского края Литвинова Ю.В., судья Шарыповского городского суда Красноярского края Гаврицкая И.Н., мировой судья судебного участка № 133 в Шушенском районе Красноярского края в почетной отставке Карпович Н.В.      

В первый день съезда с речью выступил президент Российской Федерации Путин В.В., который подвел итоги последних лет работы судов, отметив, что, несмотря на то, что предыдущий съезд последний раз собирался в 2016г., за шесть лет была проделана большая работа, в том числе, по подготовке законопроектов.

Как отметил Президент РФ «В 2021г. только по первой инстанции судами было рассмотрено более 39 миллионов дел, а за девять месяцев этого года – свыше 30 миллионов.

Председателем Конституционного суда РФ Зорькиным В.Д. затронут вопрос о возможности введения в стране смертной казни. «Я не берусь говорить вместо политиков, вместо социологов, философов, законодателей, потому что это их прерогатива. Но есть и прерогатива юридическая, в том числе у Конституционного Суда. Этот мораторий держится на двух решениях КС – в 1999г., и мы подтвердили это в 2009г.», заявил он.  

Зорькин В.Д. напомнил собравшимся, что применение смертной казни возможно только в случае внесения изменений в главный документ страны. «Конституция так построена: чтобы изменить эту статью и ввести, придать ей другой смысл, нужно практически принимать новую Конституцию», - отметил он.  

В своем выступлении Председатель Конституционного суда РФ также высказал мнение по вопросу цифровизации судебного процесса, отметив, что робот никогда не заменит судью, но в то же время, уточнил, что жить вне технологий нельзя, иначе страна будет отброшена назад.

Его поддержал глава Совета судей Момотов В.В., озвучив три основополагающих приоритета развития судебной системы: внедрение искусственного интеллекта в судебную работу, увеличение аппарата судов, а также антикоррупционная работа и взаимодействие со СМИ.

В свою очередь председатель Ставропольского краевого суда, предложил создать для судей и мировых судей единое информационное пространство. Такой подход он считает одним из существенных условий продвижения судебной реформы в России. По мнению председателя Верховного суда РФ Лебедева В.М., технологии искусственного интеллекта могут применяться для автоматизированной подготовки проектов судебных приказов.

В ходе работы съезда были проведены выборы в высшие органы судейского сообщества Российской Федерации, по итогам голосования были оглашены результаты выборов в Совет судей РФ, Высшую квалификационную коллегию судей и Высшую экзаменационную комиссию. Председатели всех трех органов сохранили свои должности. Так, Совет судей РФ возглавил Момотов В.В., Высшую квалификационную коллегию возглавил Тимошин Н.В., на должность председателя Высшей экзаменационной комиссии был избран Ершов В.В.

В ходе работы съезда в Кодекс судейской этики внесены два изменения, в частности, статья 14 дополнена пунктом 4:  использование судьями информационно-коммуникационных технологий, в том числе соцсетей, должно подчиняться требованиям кодекса. Второе нововведение касается пункта 5 статьи 11 Кодекса. В настоящее время она содержит указание на то, что судьи должны знать об изменениях в отечественном законодательстве, о нормах международного права, систематически изучать правоприменительную практику, в том числе Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда и ЕСПЧ. Из этого правила исключена практика ВАС и ЕСПЧ.

В последний день работы Х Всероссийского съезда судей делегатами был принят основной итоговый документ – Постановление Х Всероссийского съезда судей «О развитии судебной системы Российской Федерации», который отразил в себе последовательную работу органов судейского сообщества по развитию судебной системы и совершенствованию судопроизводства.

В частности, съезд отметил, что в настоящее время в порядке выполнения постановления IX Всероссийского съезда судей в соответствии с государственным контрактом осуществлена разработка научно обоснованных норм нагрузки судей и работников аппаратов судов.

Между тем, комплектование вновь созданных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции осуществлялось без учета этих требований за счет сокращения численности судей и работников аппаратов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов.

Для завершения мероприятий по укомплектованию судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов помощниками судей и секретарями судебного заседания Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации подготовлены и направлены в Министерство финансов Российской Федерации для рассмотрения и включения в проект федерального бюджета на 2023г. и плановый период 2024 и 2025г.г. предложения об увеличении численности федеральных судов на 504 единицы судей и на 4370 единиц федеральных государственных гражданских служащих, из них: помощников судей - 1926 единиц и секретарей судебного заседания - 1271 единица.

Вместе с тем съезд полагал, что оптимизация судебной нагрузки исключительно за счет увеличения штатной численности судей и работников аппаратов судов является нерациональной и финансово затратной.

Съезд поддерживал законодательные инициативы судейского сообщества и Верховного Суда Российской Федерации об установлении внесудебной процедуры взыскания налоговой задолженности с физических лиц и о расширении сферы применения приказного и упрощенного производства по гражданским делам и экономическим спорам. Остается актуальным предложение о законодательном закреплении перечня дел, не представляющих особой сложности, по которым мотивировочная часть судебного решения будет составляться только по заявлению участника судопроизводства и при подаче апелляционной жалобы.

В связи с введением в процесс обязательного аудиопротоколирования судебных заседаний, что обеспечивает объективную и полную фиксацию судебного разбирательства, возможен постепенный отказ от составления письменных протоколов судебного заседания в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве, что требует дополнительной проработки соответствующих изменений в процессуальное законодательство.

Не менее важными являются предложения о сокращении избыточных судебных процедур в уголовном судопроизводстве, в частности о введении в законодательство норм о провозглашении только вводной и резолютивной частей приговора по всем категориям уголовных дел с обязательным вручением участникам уголовного судопроизводства копий полного текста приговора незамедлительно после провозглашения указанных частей приговора.

Как отметил съезд, остается нереализованным постановление IX Всероссийского съезда судей в вопросе отбора кандидатов на должности судей без разграничения оснований, установленных процессуальным законодательством для отвода (самоотвода) судьи, и требований, установленных законодательством в отношении кандидатов на должности судей. Съезд считает необходимым проработать предложения о закреплении в законе закрытого перечня оснований, препятствующих назначению на должность судьи, и поручил Совету судей Российской Федерации совместно с Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации подготовить соответствующий законопроект.

Съезд отметил, что в связи с возникновением сложностей, связанных с ведением судьями социальных сетей, назрела необходимость разработки рекомендаций, этических стандартов поведения в социальных сетях и внесения соответствующих дополнений в Кодекс судейской этики.

Съезд обратил внимание на необходимость совершенствования системы оплаты труда судей, введенной Федеральным законом от 25 декабря 2012г. № 269-ФЗ, которая, как показала практика реализации Закона, не адаптирована к постоянному росту судебной нагрузки, не обеспечивает поддержание покупательной способности денежного содержания, в достаточной степени не стимулирует профессиональный рост судьи. За период после IX Всероссийского съезда судей число обращений в суды возросло почти на 60%, соответственно выросла и судебная нагрузка, однако материальное вознаграждение за существенный рост интенсификации судейского труда не повышалось. В последние годы отмечаются определенные сложности в формировании судейского корпуса, падает престиж судейской работы.

Назрела реальная необходимость повышения должностных окладов судей, доплат за квалификационный класс, введения надбавки за сложность и напряженность, превышение норм судебной нагрузки.

Также отмечено, что новое правовое регулирование порядка обеспечения судей жилыми помещениями существенно снизило уровень достигнутых гарантий. В законе отсутствует срок обеспечения судей жилыми помещениями, предоставления единовременной выплаты на приобретение и строительство жилья.

Съезд полагает необходимым подготовить законодательные предложения, обеспечивающие ранее достигнутый уровень гарантий независимости судей, к которым федеральный законодатель относит право судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в том числе не имеющего жилого помещения по месту нахождения суда, на обеспечение за счет средств федерального бюджета благоустроенным жилым помещением, и просил Президента Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации совместно с Советом судей Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации подготовить соответствующий законопроект, устанавливающий срок обеспечения судей жилыми помещениями, право на получение служебного жилого помещения в собственность при наличии определенного стажа работы в должности судьи; увеличивающий число способов обеспечения судей жилыми помещениями на постоянной основе (льготное кредитование, погашение ипотеки, участие в государственном строительстве жилья и др.).

Наряду с этим, отмечено, что до настоящего времени не принят проект федерального закона № 395488-6 «О внесении изменений в статью 202 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации. В законопроекте предлагается сохранить судье более высокий квалификационный класс, чем предельный по замещаемой должности, в случае перевода судьи вышестоящего суда в нижестоящий суд на должность, по которой предусматривается присвоение более низкого квалификационного класса.

Важным вопросом является решение проблемы архивного хранения судебных дел и материалов.

Решение вопроса видится в продолжении мероприятий по созданию объединенных судебных архивов и переводу материалов рассматриваемых дел в электронную форму хранения. На сегодняшний день в 10 субъектах Российской Федерации успешно функционируют 14 объединенных судебных архивов, в 4 субъектах Российской Федерации такие архивы находятся в процессе подготовки ввода в эксплуатацию.

В связи с чем, съезд полагал необходимым обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о рассмотрении возможности предоставления помещений для размещения объединенных судебных архивов.

В целях создания условий для включения всех мировых судей в единое информационное пространство судебной системы Российской Федерации Верховным Судом Российской Федерации с участием Совета судей российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей», которым предлагается закрепить обязательное использование на судебных участках мировых судей программно-аппаратных средств, входящих в состав Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства. 07 июня 2022г. законопроект внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В 82 субъектах уже введено.

Съезд также констатировал, что объем денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на получение медицинской помощи, а также организацию санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, и членов их семей, не обеспечивает реальную возможность получения установленных законом гарантий, и обращается Правительству Российской Федерации об увеличении бюджетных ассигнований по данным статьям расходов.

Съезд подчеркнул, что одной из острых проблем судебной системы, обеспечения качества ее работы было и остается формирование профессионального и стабильного аппарата судов. Для решения проблемы высокой текучести кадров, которая в отдельных случаях достигает 200%, необходимо законодательно обеспечить достойный уровень гарантий оплаты труда сотрудников аппаратов судов, который не соответствует постоянно возрастающей служебной нагрузке и степени ответственности за выполняемую работу, и повысить их профессиональный статус. Необходимо создать условия, при которых работа в судебном аппарате будет рассматриваться как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Решением вопроса является принятие Федерального закона «О государственной судебной службе в Российской Федерации» (законопроект № 102341-7), внесенного на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Верховным Судом Российской Федерации 14 февраля 2017г. Съезд обратился к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой ускорить рассмотрение законопроекта.

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Красноярского края

Вход

Забыли пароль?