Доклад Федоренко В.Б. "О подходах Совета судей Красноярского края к оценке соблюдения судьями требований ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в РФ", направленных на предотвращение ситуации возникновения конфликта интересов"

Председатель Совета судей Красноярского края,

председатель судебного состава Красноярского краевого суда Федоренко Виктор Борисович

 

 

О подходах Совета судей Красноярского края к оценке соблюдения судьями требований статьи 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», направленных на предотвращение ситуации возникновения конфликта интересов

 

Уважаемые коллеги!

   В соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» одной из основных задач органов судейского сообщества является участие в кадровом обеспечении судебной деятельности. Мне как председателю Совета судей важно, чтобы все суды были полностью укомплектованы, поскольку медленное заполнение вакансий на судейские должности приводит к колоссальной нагрузке действующих судей.

   Бесспорно, критерии отбора кандидатов на должности судей очень строгие и должны быть таковыми. Однако, на протяжении последних лет проблема, связанная с тем, что кандидаты, одобренные квалификационной коллегией судей с учетом необходимого уровня квалификации, морально-этических и деловых качеств, не проходят кадровый фильтр в Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, зачастую по причине наличия конфликта интересов. При этом отклонения кандидатур выражаются как в отказном решении Президента РФ, так и в предложениях отозвать поданные документы по указанной причине, поступивших претендентам из Верховного Суда Российской Федерации.

 

   Анализ причин, по которым претенденты не были рекомендованы на должность судьи, показывает, что конфликт интересов, как и прежде, имеет существенную долю в общих причинах отказов.

   Так, за период с 2015 года по май 2019 года из 71 отклоненного кандидата 29 (40,8%) отклонены по причине наличия конфликта интересов.

   Как правило, под «конфликтом интересов» указывались следующие обстоятельства:

- рассмотрение кандидатом дел с участием организаций, в которых работают родственники кандидата;

- наличие родственников, состоящих в трудовых правоотношениях с организациями, расположенными на территории юрисдикции федерального суда, в который рекомендован данный кандидат;

- наличие родственников, несущих службу в правоохранительных органах субъекта Российской Федерации.

   Приведенные данные свидетельствуют о том, что в кадровой политике продолжает развиваться тенденция расширительного толкования понятия конфликта интересов, что вызывает серьезную обеспокоенность судейского сообщества Красноярского края.

   Как известно, Федеральным законом № 274-ФЗ от 25.12.2008 внесены изменения в пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которым дано определение  конфликта интересов как ситуации, при которой личная заинтересованность влияет на надлежащее исполнение должностных обязанностей и при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан и государства. При этом личную заинтересованность судьи Закон определяет как возможность получения судьей материальной выгоды или иного неправомерного преимущества для судьи или членов его семьи.

   Постановлением Всероссийского съезда судей от 08.12.2016 № 2 исключены пункты 3-5 статьи 9 Кодекса судейской этики, которыми ранее устанавливалось, что судья должен избегать личного взаимоотношения с участниками процесса, а также возможности возникновения конфликта интересов или ситуации, ставящей под сомнение беспристрастность судьи, в том числе судья должен отказаться от рассмотрения дела, если его супруг (супруга) или лицо, являющееся близким родственником, работает в организации, являющейся участником процесса, или решение суда может существенно затрагивать его интересы.

   Между тем, как показывает практика, отмененные положения статьи 9 Кодекса судейской этики до настоящего времени применяются при отборе кандидатов на должности судей.

   Подобное расширительное толкование понятия конфликта интересов, на наш взгляд, приводит к тому, что при согласовании кандидатов делается упор на внешнюю сторону проблемы, а принимаемые решения зачастую основываются на формальных деталях. На вакантные должности судей сегодня рекомендуются лица не по профессиональным и личным качествам судьи и человека, а по анкетным данным, по предположениям о возможном конфликте интересов в будущем.

  И такие предположения чаще всего становятся препятствием для получения должности судьи в вышестоящие суды наиболее опытным, квалифицированным и достойным судьям, имеющим большой судейский стаж и высокие показатели при рассмотрении достаточно большого количества дел.

   21 мая текущего года на Пленарном заседании Совета судей РФ выступил председатель Совета судей РФ Момотов Виктор Викторович, который высказал серьезную обеспокоенность данной проблемой. Совет судей РФ считает, что конфликт интересов не должен и не может презюмироваться, его наличие должно быть подтверждено объективно существующей личной заинтересованностью судьи, и о такой заинтересованности должны свидетельствовать конкретные данные, а не домыслы или предположения. Попытки возложить на судью обязанность доказывать отсутствие своей личной заинтересованности означает презумпцию виновности и недобросовестности судьи, которая противоречит конституционному статусу судьи.

   Красноярский край - второй по площади субъект Российской Федерации, на территории которого действуют 66 районных (городских) судов. Расстояние между отдельными муниципальными образованиями составляют свыше 1000 км, в связи с чем пересылка дела в другой суд для рассмотрения другим судьей при формальном толковании конфликта интересов приведет не только к затягиванию судопроизводства, но и нарушению законных прав участвующих в деле лиц, в том числе права на личное участие в рассмотрении дела. Такая ситуация представляется неоправданной при отсутствии процессуальных оснований для самоотвода или отвода судьи.

   Как правило, судьи, работающие в небольших муниципальных образованиях, а также и в больших городах, вступают в браки, имеют родственников, которые зачастую занимаются юридической деятельностью, работают на государственной службе в организациях и ведомствах, иски к которым рассматриваются на территории судебного района.

   В итоге, судьи рассматривают дела с участием организаций и/или правоохранительных органов, в которых работают их родственники. При этом возможность влиять на результаты рассмотрения дела, равно как и личная заинтересованность со стороны судьи и его родственников, объективно отсутствует. Однако, в силу широкого толкования понятия конфликта интересов, обозначенного выше, такие судьи не могут быть рекомендованы на повышение.

   Совет судей Красноярского края считает неоправданным такое широкое толкование конфликта интересов, поскольку оно лишает суды по надуманным основаниям опытных, честных и квалифицированных кадров. Практическими последствиями такого подхода может стать то, что судебная система будет становиться более слабой с точки зрения кадрового потенциала.

   Рассматривая материалы, поступающие из Совета судей РФ в отношении судей, не прошедших фильтр Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, Совет судей Красноярского края выработал следующий подход к оценке соблюдения судьями требований статьи 3 Закона о статусе судей, направленных на предотвращение ситуации конфликта интересов – установить отсутствие ситуаций, порождающих конфликт интересов как последствий нарушения Закона о статусе судей и антикоррупционного законодательства, и ограничиться обсуждением на заседании Совета судей результатов проверки по поступившей информации в следующих случаях, когда судья:

- не скрывал информацию о месте работы родственников и о делах, которые он рассматривал с участием таких организаций;

- родственники занимают должности, исключающие возможность влиять на результаты рассмотрения дела в силу служебных компетенций;

- объективное отсутствие личной заинтересованности в исходе дела со стороны судьи и его родственников;

- проверка судебных актов судами вышестоящих инстанций с оставлением таких актов без изменения;

- отсутствие жалоб на действия судьи и отводов судьи по основанию конфликта интересов, негативных публикаций в средствах массовой информации;

- и, наконец, положительное заключение квалификационной коллегии судей, констатирующее отсутствие конфликта интересов и нарушений требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

   В качестве иллюстрации приведу несколько особенно ярких примеров.

  Так, причиной отказа в назначении на вышестоящую должность нескольких кандидатов послужило рассмотрение действующими судьями, претендовавшими на замещение соответствующих вакантных должностей, судебных дел, в которых одной из сторон, участвующих в деле, были организации/предприятия, в которых работали родственники судьи. При этом они занимали следующие должности:

- в одном случае сестра и сын супруга претендентки трудились уборщицей служебных помещений и водителем соответственно, не имели юридического образования и очевидно не имели возможности каким-либо образом влиять на рассмотрение судебных споров и исход дел, по роду свой деятельности они не участвовали в процессе подготовки исков, не обладали информацией, прямо или косвенно влияющей на обращение организаций – работодателей в суд  (Воеводкина В.В.);

 - в другом случае конфликт интересов был обозначен в том, что родственники претендентов работают в правоохранительных органах (прокуратуре, следственных отделах), несмотря на то обстоятельство, что претенденты сами не рассматривали дела ни с участием конкретного правоохранительного органа, ни с участием родственника в качестве представителя этого правоохранительного органа (Колегов П.В., Людвиковский В.А.);

- один из кандидатов на должность председателя районного суда Красноярского края – действующий судья Абаканского городского суда Республики Хакасия, был отклонен в связи с тем, что его мать и брат работают в Прокуратуре Республики Хакасия. Пояснение кандидата о том, что обращение с заявлением о рекомендации на вакантную судейскую должность в другом субъекте Российской Федерации вызвано стремлением претендента окончательно урегулировать конфликт интересов, не повлияло на решение об отклонении его кандидатуры;

- две кандидатуры на должность судей Красноярского краевого суда были отклонены в связи с тем, что у каждого из них супруга работала в организации, привлеченной к участию в деле, рассматриваемом кандидатом, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования. Организация была привлечена в целях соблюдения требований процессуального закона. Супруга работала на рядовой должности, в ее должностных обязанностях отсутствовали административно-распорядительные функции, в связи с чем увидеть личную заинтересованность судьи в деле представляется с трудом (Медведев И.Г., Потылицин А.В.).

    И в завершение хотелось бы привести еще один яркий пример, когда один кандидат был дважды отклонен по причине одного и того же конфликта интересов. Конфликт интересов выражался в том, что брат кандидата на вакантную должность председателя районного суда выступал представителем коммунальной организации, являющейся стороной в спорах, рассматриваемых в этом суде. Первый отказ поступил в 2016 году, несмотря на то, что сам кандидат в рассмотрении данных дел не участвовал, и получил положительное заключение квалификационной коллегии судей, поддержанное председателем Красноярского краевого суда. А второй раз - в 2018 году, когда кандидат претендовал на должность судьи Красноярского краевого суда. Отказ в назначении состоялся по этому же основанию, несмотря на то, что брат кандидата к этому времени больше года уже не работал в коммунальной организации, и вакантная должность находилась в другом суде (Загребанцев А.Б.).  

   Таким образом, необходимо подчеркнуть, что реальный конфликт интересов должен быть пресечен на стадии отбора и согласования кандидатов на должность квалификационными коллегиями судей субъектов. При этом следует избегать формального восприятия норм Кодекса судейской этики о конфликте интересов и, как следствие, необъективного отклонения кандидатов.

 

 

Спасибо за внимание.

 

Статьи по теме:

Об итогах работы конференции судей Красноярского края 19-20 мая 2016 года
Об организации работы Интернет - сайтов районных (городских) судов Красноярского края
"О представлении судьи Красноярского краевого суда Головиной Л.Н. к награждению ведомственной наградой – медалью С
"Об обобщении практики исполнения требований Закона № 262-ФЗ в части размещения текстов судебных актов на сайтах судов Красноярского края".
О результатах проверки в отношении судьи Ленинского районного суда г. Красноярска Потылицына А.В., в части соблюдения требований законодательства о статусе судей и Кодекса судейской этики, поступившей из Совета судей Российской Федерации


Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.