ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 177 от 15.02.2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 177

 

08.12.2017                                                                                                        г. Красноярск

 

Совет судей Красноярского края в составе:

председательствующего: Федоренко В.Б.,

 

членов Совета судей: Андриишина Д.В., Ахметовой С.В., Верещаго В.О., Верхотурова И.И., Ворсина В.А., Голубева С.Н., Гудовой Н.В., Ефимова А.А., Заббарова А.И., Исаковой И.Н., Кийкова С.Г., Кондратьевой Т.В., Курбатовой М.В., Маториной Т.Н., Морозовой Л.М., Мурашевой О.Б., Раицкого А.Г.,   Смольниковой Е.Р.,  Турановой Н.В., Фартышева А.В.

 

при секретаре: Федосеенко Н.Г.

 

Заслушав и обсудив информацию члена Совета судей Красноярского края, мирового судьи судебного участка № 67 в Октябрьском районе г. Красноярска Маториной Т.И. об отнесении должностей мировых судей к государственным должностям Российской Федерации, включению должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, руководствуясь статьей 27 Регламента Совета судей Красноярского края, Совет судей Красноярского края

                                                         

                                                     УСТАНОВИЛ:

 

Согласно Постановления Президиума Совета судей Российской Федерации от 04.10.2017 г. № 595 «О выполнении п. 6.2 Плана мероприятий по выполнению постановления IX Всероссийского съезда судей от 08 декабря 2016 года «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе», утвержденного постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 06.02.2017 г. № 539», Советам судей субъектов Российской Федерации поручено проработать вопрос об отнесении должностей мировых судей к государственным должностям Российской Федерации, включению должности мировых судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации.

Совет судей Красноярского края во исполнении указанного поручения отмечает, что Судебная реформа проводимая в Российской Федерации осуществляется достаточно динамично. Главной целью данной реформы является создание централизованной и сильной системы судебных органов, гарантирующей обеспечение конституционного права на эффективную судебную защиту прав и свобод граждан. Вопросы функционирования института мировых судей, с точки зрения этой концепции, представляют значительный интерес.

Мировые судьи, согласно положениям Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", входят в единую судебную систему Российской Федерации и являются носителями судебной власти, обладают единым статусом судей Российской Федерации. Однако,  ч. 2 ст. 2 Закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" устанавливает, что полномочия, порядок деятельности мировых судей и создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации, поэтому они считаются судьями субъектов Российской Федерации.

Практически двадцатилетний опыт мировой юстиции на территории Российской Федерации обнаруживает ряд проблем, требующих своего разрешения.

Во-первых, в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации", включена должность судьи федерального суда. Так как мировой судья отнесен к судам субъектов Российской Федерации, эта должность в перечень не включена. При этом, должность мирового судьи учреждена для непосредственного исполнения полномочий Российской Федерации, а не для исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Их материальное содержание производится из федерального бюджета. Следовательно, по своим полномочиям и предназначению должность мирового судьи должна быть отнесена к государственным должностям Российской Федерации.

Во-вторых, на федеральном уровне отсутствует правовая регламентация организационного обеспечения деятельности мировых судей, а ее регулирование органами власти субъектов Российской Федерации достаточно противоречиво и разнообразно, что, несомненно, является серьезной проблемой на сегодняшний день. Это ведет к определенному дисбалансу в функционировании мировой юстиции. Данное обстоятельство в корне противоречит понятию единства судебной системы Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации установлены различные нормативы кадрового и материально-технического обеспечения мировых судей, по-разному решаются вопросы  обучения и повышения квалификации мировых судей, оплаты командировочных расходов и т.д. Некоторые российские регионы из-за финансовых трудностей до сих пор не смогли в полном объеме обеспечить мировых судей штатом помощников, организовать работу по повышению квалификации.

В-третьих, мировые судьи обладают единым статусом судей Российской Федерации, несмотря на определение их как судей субъектов Российской Федерации. На мировых судей распространяются все гарантии независимости, неприкосновенности, несменяемости, материального обеспечения и социальной защиты, установленные Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации ", при этом, реализация этих гарантий существенно затруднена.

Вопрос обеспечения их жилыми помещениями на законодательном уровне не урегулирован. Двойственная природа положения мировых судей порождает неоднозначное толкование термина "социальные выплаты". Так, на федеральном уровне считают, что в эти выплаты не входят расходы на обеспечение мировых судей жильем, поскольку данные расходы социальными выплатами не являются и на них федеральный бюджет никаких средств не выделяет. На уровне субъекта Федерации, напротив, полагают, что расходы на обеспечение мировых судей жильем должны включаться в понятие "социальные выплаты", но также не выделяют на эти цели никаких средств. В связи с чем, до сих пор не определен уровень бюджетной системы Российской Федерации, ответственной за обеспечение этих расходных обязательств, поэтому денежные средства на обеспечение жильем мировых судей ни федеральным бюджетом, ни бюджетом субъекта вообще не предусматриваются. Между тем это одна из важнейших социальных гарантий, установленных законом.

В-четвертых, норматив обеспеченности мировых судей штатной численностью аппаратов, достаточной для осуществления правосудия, определен также по-разному.

Вопросы прохождения государственной гражданской службы в аппарате мирового судьи решаются органами исполнительной власти самостоятельно, без участия мирового судьи. Такое положение приводит к ущемлению статуса мирового судьи как носителя судебной власти и неэффективному управлению его аппаратом.

Обладая единым статусом судей Российской Федерации, мировые судьи осуществляют свои полномочия в совершенно разных условиях, полностью зависят от экономического состояния субъекта, а часть установленных законом гарантий независимости фактически не может осуществляться.

В-пятых, на сегодняшний день в компетенцию органов исполнительной власти субъекта входит установление структуры и штатного расписания аппарата мирового судьи, финансирование материально-технического оснащения мировых судей. Секретари и помощники мировых судей являются сотрудниками исполнительной власти субъекта.

Между тем сами мировые судьи не имеют никаких рычагов влияния на свой аппарат, так как по сути работодателем секретарей и помощников выступают территориальные органы исполнительной власти, а сами мировые судьи являются звеном власти судебной. При таком положении дел стало возможным увольнение секретаря или помощника мирового судьи без согласования с самим мировым судьей, что негативно сказывается на отправлении правосудия. В результате существующий дисбаланс в механизме «сдержек и противовесов» в субъекте по отношению к мировым судьям на основе действующего законодательства устранить не представляется возможным.

В-шестых, в разных субъектах Российской Федерации по-разному разрешается вопрос о порядке назначения (избрания) мировых судей. Такой порядок устанавливается законами субъектов Российской Федерации, при этом, срок назначения в разных субъектах Российской Федерации определяется от трех до десяти лет.

В ст. 128 Конституции Российской Федерации, определен порядок назначения судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и других федеральных судов, а также их полномочия и порядок деятельности. Вместе с тем ни порядок назначения, ни порядок организации деятельности мировых судей, входящих в единую судебную систему Российской Федерации, в Конституции Российской Федерации не отражены.

Согласно ст. 124 Конституции Российской Федерации, финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Однако, Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации " определяет два источника финансирования деятельности мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъекта Российской Федерации.

Так, финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей производят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном региональным законодательством.

Конституционное законодательство в рамках Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации " не регламентирует полномочия, порядок деятельности и финансирования мирового судьи.

Анализ указанных в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве обязательств федерального бюджета в отношении мировых судей свидетельствует о том, что действующее российское законодательство содержит противоречие между статусом мировых судей, являющихся судьями субъектов Российской Федерации, и источниками финансирования их деятельности, поскольку, с одной стороны, хотя мировые судьи формально и находятся в ведении субъектов Российской Федерации, в частности, порядок их избрания и назначения на должность устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации, с другой стороны, финансирование большей части расходов на содержание мировых судей осуществляется за счет средств федерального бюджета с целью обеспечения единства судебной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", финансирование деятельности мировых судей, за исключением материально-технического обеспечения, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Организационное обеспечение деятельности мировых судей и кадровое обеспечение аппарата мировых судей законом не регламентировано.

Советом судей Российской Федерации неоднократно проводился  анализ организации деятельности мировых судей, по результатам которого отмечено следующее: неопределенность в разграничении полномочий Российской Федерации и ее субъектов в решении вопросов статуса мировых судей; отсутствие единого норматива материально-технического обеспечения; отсутствие финансового, кадрового обеспечения деятельности мировых судей; отсутствие компетентного государственного органа, который бы занимался организационным обеспечением деятельности мировых судей, а также отсутствие законодательного закрепления этой функции, что влечет негативное качество судопроизводства.

Несомненно признана необходимость распространения полномочий Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по организационному обеспечению деятельности судов и на мировых судей, рекомендовано органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами судейского сообщества, управлениями Судебного департамента в субъектах Российской Федерации разработать и принять региональные программы развития мировой юстиции.

В случае изменения статуса мировых судей с судей субъекта на федеральных судей финансовое, материально-техническое, кадровое и информационное обеспечение их деятельности должно будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Управлением Судебного департамента в соответствующем субъекте, что приведет к полному урегулированию данного вопроса.

Профессиональная подготовка и повышение квалификации мировых судей будут осуществляться также за счет средств федерального бюджета. Это позволит принципиально улучшить качество подготовки и переподготовки мировых судей во всех субъектах, независимо от возможностей и желания субъекта Российской Федерации.

Если мировые судьи будут федеральными, руководство деятельностью аппарата мирового судьи будет осуществлять сам мировой судья. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата мирового судьи будет определяться Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Работники аппарата мирового судьи будут являться федеральными государственными гражданскими служащими и замещать должности федеральной государственной гражданской службы. Тем самым устранится дисбаланс властных полномочий органов государственной власти в субъекте Российской Федерации.

Представляется, что дальнейшее научное и практическое осмысление развития мировой юстиции должно идти в первую очередь с точки зрения конституционно-правовых основ государства, а затем прорабатываться в экономической и организационной плоскости. В соответствии с этим предложенные пути развития мировой юстиции позволят достичь установления единого порядка обеспечения ее функционирования на всей территории Российской Федерации, укрепления положения мировых судей как носителей судебной власти и формирования стройной централизованной вертикали судов общей юрисдикции, что будет способствовать дальнейшему развитию и укреплению современной российской государственности.

В настоящее время в различных регионах по-разному разрешаются выходы из данной ситуации и решение указанной проблемы. Согласно одной позиции, деятельность мировых судей должна быть передана в ведение Судебного Департамента, сторонники второй позиции считают, что мировая юстиция должна продолжать работать автономно.

Обсуждаются три основных варианта решения вопроса об организационном обеспечении деятельности мировых судей: 1) передача обеспечения деятельности мировых судей на федеральный уровень в полном объеме; 2) передача материально-технического обеспечения деятельности мировых судей на федеральный уровень с охранением органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации; 3) передача полномочий по организационному обеспечению мировых судей Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации с упразднением соответствующих органов (служб) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Необходимо достичь единообразия в законодательстве регионов разработки модельного закона о мировых судьях.

Таким образом, на сегодняшний день никто не отрицает необходимость совершенствования института мировых судей. Но столь разные подходы свидетельствуют о том, что пути пока четко не определены, нет единой централизованной концепции развития, а поэтому нет и правовой модели, позволяющей решить существующие проблемы.

Анализируя вышеназванные проблемы, Совет судей  считает, что наиболее оптимальной моделью организации деятельности мировых судей будет модель по передаче полномочий по финансовому и кадровому обеспечению мировых судей на федеральный уровень с сохранением органов Агентства по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края,  поскольку этим органом накоплен значительный опыт по  материальному и организационному обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края.

Такой подход позволит избежать отдельных, часто несогласованных попыток решить проблемы, не устраняя их причины, что всегда влечет за собой неоправданные финансовые потери.

Включение должностей мировых судей в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации будет полностью соответствовать конституционным принципам независимости, несменяемости и единства статуса судей. На основании изложенного Совет судей Красноярского края

 

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

Считает необходимым о принятии нормативных актов об отнесении должностей мировых судей к государственным должностям Российской Федерации, включению должности мировых судеи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации.

 

Председатель Совета                                                                                                            В.Б. Федоренко



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.